Нонна Мордюкова — великая актриса, народная из народных. Наше национальное достояние. Вот как появилась первый раз на экране, так сразу страна поняла — Талант! Самобытная, яркая, непредсказуемая.
Ее героини запоминаются сразу и навсегда, будь они главными в фильме или второго плана. Что конкретно нравится у актрисы — перечислять долго. И надо ли? Можно просто почитать фильмографию. Отмечу только то, что у меня обозначается словом «обожаю». Дуэт Мордюковой — Ульянова в «Простой истории» и любимая всеми женщинами фраза «Хороший ты мужик, но не орел». Сколько женщин повторило ее вслед за Нонной Викторовной, пусть не в глаза, но мысленно.
Управдом в «Бриллиантовой руке» — это шедевр. Реплики этой колоритной дамы вошли в обиход нашей жизни, даже повторять не буду — они и так всегда на слуху. И даже если будет плохое настроение, все равно начнешь смеяться, Мордюкова заставит. А заставить может не только смеяться, но и плакать, сочувствовать, сопереживать («Возрата нет», «Русское поле»).
Десятки ролей сыграны на экране Нонной Мордюковой, целый мир характеров! Но среди всего этого разнообразия лиц, типов критики отмечают еще одно направление творчества актрисы – сатирическое. Мордюкова – прекрасная комедийная актриса.
Нонна Мордюкова написала книгу воспоминаний – «Не плачь, казачка!».
«Меня часто спрашивают: в чем моя актерская тема? – рассуждает актриса. – Всю жизнь чувствую себя в долгу перед русской женщиной, не знаю, можно ли это назвать актерской темой. Героинь моих нередко хвалят за народность, за корневую сущность.
Но актера, мне кажется, противоестественно хвалить за то, что в нем воспитано жизнью. Я не копировала „столичность“ девушек, с которыми встретилась, приехав на учебу в Москву. Беда некоторых молодых актрис, как мне кажется, – в том, что они губят свою неповторимость бездумной погоней за модным внешним оформлением и такими же „модными“ мыслями.
Главное в творчестве актера, как, впрочем, в творчестве любого художника, остаться верным своей природе и именно ее развивать».
- Как мне надоело слышать, что я сильная. Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось.
- На бабок с клюкой мне страсть как переходить не хочется. Ибо искусство, по моему глубочайшему, хоть и ненаучному убеждению, — это торжество пола.
- У нас в станице так говорили: «Будешь падать — держись за землю». Я и держалась.
- Мне говорят: ты какая-то даже нерусская. Ни на одну секунду никуда не опоздала.
- Я не верю в безграничную актерскую всеядность. Надо играть, но не заигрываться.
- Мы, актеры, что ни говори, всего лишь инструменты, а мастеровые — это режиссеры. Им тот инструмент подавай, который в данный момент нужен: молоток там, или пассатажи, или вот сейчас Мордюкова в самый раз будет.
«Хороший ты человек, но не орёл!»
«Не знаю, как там в Лондоне. Я не была. Может это у них собака — друг человека, а у нас — управдом — друг человека!»
«Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку!»
«Распространить среди жильцов нашего ЖЭКа. А если не будут брать, отключим газ.»
«Наши люди в булочную на такси не ездят!»
«Объявление перепишем. А что у вас с рукой?»
«Наши газоны планируются не для гуляния, а для эстетики У вас есть отдельная квартира, там и гуляйте!»
«Ну-ка иди отсюда, Миша! Как там у вас говорится «топай» да «хазай»?!»
Это в ее исполнении никогда не забудется!
Для меня Нонна Мордюкова — это в первую очередь Ульяна Громова и Саша Потапова. Она бесподобна в этих ролях. Очень нравится в фильмах «Родня», «Женитьба Бальзаминова», «Журавушка», «Молодые». Да что тут говорить. Великая, она и есть Великая…
Никогда не приукрашивала себя. Не пыталась стать более светской. Какой природа создала, такою и «шла» на экран. Играла только по высшему разряду. Иначе и не могла.